Исаак Бродский (1884-1939)

Один из основоположников советской живописи, Исаак Израилевич Бродский,— автор картин на историко-революционные темы — родился в селе Софиевка, около города Осипенко (бывш. Бердянск). Учился в Одесском художественном училище, а с 1902 года — в Академии художеств у И. Е. Репина.

Его конкурсная работа — портрет жены на фоне пейзажа — обратила на себя внимание артистичностью исполнения, удачным сочетанием портретного изображения с пейзажем.

По окончании Академии художеств в 1908 году молодой художник около двух лет был за границей, посетил многие города Европы, жил на Капри у М. Горького, с которым у него завязалась тесная дружба.

С первых дней Великой Октябрьской революции Бродский посвятил свое творчество интересам советского народа, стал страстным поборником реалистического искусства. На протяжении многих лет он с увлечением работал над воплощением в живописи образа В. И. Ленина — «В. И. Ленин и манифестация» (1923), «Торжественное открытие Второго конгресса Коминтерна» (1920—1924), «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин в Смольном» (1930); Бродский неоднократно рисовал Ленина на митингах и заседаниях.

Художник создал ряд произведений на историко-революционную тему, в которых ему хотелось «посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах». Из задуманного цикла картин, названного самим Бродским «Революция в России», наибольшей известностью пользуются: «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1926), «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии на Польский фронт» (1932). Каждое из этих произведений — плод тщательной и терпеливой работы талантливого живописца и рисовальщика.

Отмечая приверженность Бродского к точному рисунку, И. Е. Репин пишет о его мастерстве: «Это свойство редкое и драгоценное. Оно говорит о глубокой любви к искусству и о той скрытой красоте, которую не всякий художник постигает в натуре... Меня восхищает в произведениях Бродского, после его дивных тонких линий истинной красоты, его колорит: скромный, глубокий, своеобразный и всегда неожиданный».

В 1920—1935 годах Бродский написал серию портретов выдающихся деятелей Коммунистической партии Советского Союза: М. В. Фрунзе, В. Р. Менжинского, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, А. А. Жданова, Г. К. Орджоникидзе, К. Е. Ворошилова. К лучшим портретам Бродского относится и портрет А. М. Горького (1935), отличающийся романтической приподнятостью образа писателя, изображенного на фоне моря с летящим буревестником.

Пейзажи художника отличаются мастерской передачей перспективы, тонкой проработкой деталей («Аллея парка», 1930, и др.). С 1934 по 1939 год Бродский работал профессором и директором Всероссийской Академии художеств, твердо отстаивая реалистические принципы искусства. Он был первым из художников награжден орденом Ленина. Квартира Бродского в Ленинграде стала музеем, где хранятся почти все его работы, проданные до революции и выкупленные им впоследствии из частных собраний. Здесь также находятся картины Репина, Малявина, Серова, Врубеля и советских мастеров живописи.

Ученик Бродского, художник А. И. Лактионов пишет:

«Исаак Израилевич не любил громких фраз и туманных теоретических разговоров, которыми подчас грешила наша академическая профессура. Все, что он говорил, было просто, наглядно и убедительно. В первую очередь он ставил своей задачей привить нам вкус к труду. «Запасайтесь маленькими кисточками и большим терпением,— любил повторять Бродский,— мастерство завоевывается только терпением и трудом...»

И сам он был замечательным примером трудолюбия. Кажется, ни в каких случаях жизни не расставался он со своим маленьким альбомом, который называл «другом художника». На улице, в парке, в поезде — всюду он прибегал к помощи своего друга, маленького альбома, чтобы запечатлеть наиболее интересные и характерные черты окружающей действительности...

У Бродского-педагога было одно замечательно ценное качество. Он никогда не заставлял учеников перенимать свою манеру, свой стиль. Наоборот. Заметив в творчестве молодого художника какую-либо характерную особенность, он всеми силами старался развить ее, сделать яркой, рельефной. Меня всегда поражала эта удивительная способность улавливать черты только-только начинающей проявляться индивидуальности.

Круг друзей Бродского не замыкался в среде тех, кто близок к искусству. Он общался с тысячами самых разнообразных людей; постоянно бывал на фабриках, заводах, в колхозах, в частях Советской Армии. Особенно тесно связан был Исаак Израилевич со своими земляками — жителями города Бердянска (теперь город Осипенко) и колхозниками родного села Софиевки. По его инициативе в Бердянске, в одном из лучших городских зданий, был организован большой художественный музей, при котором была создана студия; многие из ее воспитанников стали профессиональными художниками...

Бродский любил свои родные места нежной сыновней любовью. Он по-хозяйски вникал в колхозные дела, живо интересовался жизнью своих односельчан».