ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 — 1852)


В повестях намечены многие будущие гоголевские темы — растлевающего воздействия на человеческие души денег, богатства («Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница»), национально-освободительной борьбы в героическом прошлом («Страшная месть»), «пошлости пошлого человека» и даже «мертвых душ» - в настоящем («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). О последней повести стоит сказать отдельно, поскольку она занимает особое место в «Вечерах», выделяясь своим нарочито сниженным изображением повседневной жизни, в ее реальных социально-бытовых проявлениях без всякой романтики. Герой повести Иван Федорович Шпонька, отставной поручик, вышедший в отставку, чтобы начать, наконец, по совету тетушки Василисы Кашпоровны, хозяйствовать в своем хуторе Вытребеньки. Он воплощает не только духовную, но и житейскую ограниченность. Герой во всем следует советам своей энергичной тетушки, которая, задумав сделать из него настоящего хозяина, вместе с тем «не во все еще отрасли хозяйства позволяла ему вмешиваться. «Воно ще молода дытына!» - обыкновенно она говаривала, несмотря на то, что Ивану Федоровичу было без малого сорок лет: «где ему все знать!» (I, 191). Кульминацией повести является замысел тетушки женить племянника - и его злоключения на этом пути, преследующие его кошмарные сны. То Ивану Федоровичу снится, что у невесты гусиное лицо; или, снимая собственную шляпу, он видит, что «и в шляпе сидит жена». А то вдруг привидится и совсем несуразное: будто «жена вовсе не человек, а какая-то шерстяная материя», и купец в лавке говорит ему: «Вы возьмите жены, это самая модная материя!» (I, 204).

Мотивы расчеловечивания человека, нисхождения его на уровень растительно-животного царства и даже полного овеществления, которые займут такое большое место в последующем творчестве Гоголя, здесь уже получили свое акцентированное художественное обозначение. Этапом в идейно-творческой эволюции явилась работа Гоголя над повестями из сборника «Миргород» (вышел в свет в январе 1835 года). Писатель назвал его продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Но это не простое продолжение, а развитие и углубление, прежде всего реалистических и сатирических тенденций. Если в большинстве повестей из «Вечеров» действительное было причудливо перемешано с фантастическим, то в «Миргороде» только «Вий» несет в себе это смешение реального со сверхъестественным. Сборник состоит из 4-х повестей («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Вряд ли случайна особая кольцевая композиция сборника: героическое, человечески значительное прошлое (вторая и третья повесть) обрамлено здесь пошлой и мелкой современной жизнью (первая и четвертая повесть). Причем есть тут и своя градация в развитии тем.