Митрофан Греков (1882-1934)

Художник-баталист Митрофан Борисович Греков детство свое провел в степных хуторах на Дону — Шарпаевке и Ивановке. Семья Грековых была большая, трудолюбивая. С ранних лет мальчик много работал: пахал землю, ухаживал за волами и лошадьми.

Учился будущий художник сначала у дьячка в приходской школе, в десяти верстах от родного хутора Шарпаевка, потом — в двухклассном Каменском училище. Специальное художественное образование получил в Одесском художественном училище (1898—1903) и в Академии художеств (1903—1911) —у Ильи Ефимовича Репина и у профессора батальной живописи Франца Алексеевича Рубо, автора знаменитой Севастопольской панорамы. В автобиографии Митрофан Борисович писал: «Будучи учеником, начал участвовать на выставках. Рисунок и эскиз шли у меня впереди, за них я получал первые разряды, что давалось очень редко. Ежегодно устраивался конкурс эскизов учащихся. На этих конкурсах я получал премии и награды в течение всего пребывания в Академии».

По окончании Академии Греков отбывает воинскую повинность (служит в Атаманском полку), а в 1914 году — солдатом 19-й особой казачьей сотни уходит на германский фронт. В 1917 году Греков заболел и оказался на Дону.

Известно, что сразу после Октябрьской революции казачий Дон стал одним из центров контрреволюции. Три года бушевала гражданская война, разорялись города и села Украины и Кубани, погибали самые здоровые молодые силы. Страна разделилась на два враждебных лагеря. Рабочие и беднейшее крестьянство встали на защиту молодой Советской республики. Помещики и богатые казаки ненавидели трудовой народ и Советы. Монархически настроенные генералы и офицеры организовали из кулацких сынков и обманутых ими темных, неграмотных солдат белогвардейские войска и развязали кровопролитные сражения с частями Красной Армии. В 1920 году Новочеркасск, где жил тогда Греков, был освобожден. Художник сразу же пошел добровольцем в ряды Красной Армии. Он руководит художественной самодеятельностью красных курсантов, делает зарисовки с натуры. В его записных тетрадях читаем: «Начинаю писать по живым, непосредственным впечатлениям сегодняшнего дня. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее, идейное содержание рисовало в особом, романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые потом стали темами моих картин».

Так нашел художник свою тему, близкую его душе.

Более шести лет службы в рядах Красной Армии позволили Грекову хорошо узнать жизнь бойцов и ярко запечатлеть в картинах многие эпизоды из боевых походов легендарной Первой Конной. Он стремился при этом правдиво выявить типические черты эпохи.

К лучшим картинам художника, в основе которых лежат реальные исторические события и факты, относятся: «В отряд к Буденному» (1923), «В казачьем хуторе» (1924), «Тачанка» (1925, второй вариант — 1933), «Отступление деникинцев» (1926), «Бой под Егор-лыкской» (1927), диорама «Взятие Ростова» (1929), «Трубачи Первой Конной» (1934). Картины Грекова, написанные с большим душевным подъемом, вошли в художественную летопись гражданской войны; в них в полную силу выражен революционный пафос тех лет, раскрыта историческая значимость событий, поднявших трудовой народ на битву за рабоче-крестьянскую власть.

Героический реализм — под этим девизом объединилась в двадцатых годах большая группа советских мастеров, входивших в Ассоциацию художников революционной России,— определяет творчество Грекова, дает нам возможность почувствовать и понять боевой дух и революционный характер гражданской войны, приведшей в движение поток народных масс. Развивая традиции русской батальной живописи 19 века, Греков явился зачинателем советского батального жанра. Талантливый коллектив баталистов Студии военных художников имени М. Б. Грекова с честью продолжает дело, начатое художником на заре советского искусства.