ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Лермонтовское же начало с наибольшей полнотой воплощено в образно-смысловой структуре, в образах-характерах и сюжетостроении поэмы, в ее проблематике. В ней есть стороны, выходящие за пределы отображаемого времени, они одинаково значимы как для лермонтовской, так и для последующих эпох. Это прежде всего борьба личности за утверждение своего человеческого достоинства. Есть в поэме и более частные аспекты лермонтовской проблематики, к примеру, тема мести за попранную справедливость и честь.

Каждый из трех основных образов поэмы несет в себе свою социально-историческую и нравственно-психологическую правду. Столкновение этих правд образует своеобразный большой диалог поэмы. Противостоящие Калашникову персонажи предстают натурами не менее чем он, незаурядными, наделенными глубоким личностным содержанием. В Кирибеевиче подкупает искренность и сила его страсти. Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком. Без нее постылы ему все радости - «кони легкие», «наряды парчевые», «красны девушки да молодушки». Кирибеевич близок к бескомпромиссным лермонтовским героям, главным принципом которых является или все, или ничего. Но не терпящая преград воля Кирибеевича, получая поддержку и опору в его социальном положении царского опричника, переходит в своеволие, а глубокое человеческое чувство — в произвол и насилие.

Не менее сложен и образ царя Ивана Грозного. Его могучая личность не растворяется в сане. Но положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его лучших человеческих качеств. Однако деспотизм и жестокость причудливо уживаются в нем со справедливостью. Грозный в поэме предстает и как царь-деспот, и как воплощение правосудия, призванного охранять сложившийся миропорядок от попыток противопоставить ему интересы отдельных личностей, быть на страже общего в вековечном споре с частным.

Степан Парамонович - тип купца, человека «третьего сословия», который и по социальному статусу того времени, и по своей нравственности близок к народу. В Калашникове органически сочетаются простота, сдержанность, терпеливость, уважительное отношение к другим с огромным запасом внутренних сил и энергии, проявляющихся со всей их мощью в исключительных обстоятельствах. Открытый вызов, бросаемый Калашниковым царскому любимцу опричнику Кирибеевичу и самому царю, олицетворял зревшие в народе огромные силы протеста против порабощения - социального и духовного.

Этот образ несет в себе и проблемы философского порядка. Среди них одна из центральных для Лермонтова - свободен человек в своих поступках или они предопределены: обстоятельствами, судьбой, Богом? На первый взгляд, в поэме дается однозначный ответ: человек не волен в своих действиях.