ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)


Воссоздавая в конкретных жизненных подробностях и характерных приметах быт современной русской провинции, Лермонтов вскрывает их неразрывную связь с существующим в России общественным укладом и порождаемым им образом жизни. Провинциальный «микрокосм» здесь отражал «макрокосм» русской действительности со стороны ее «безгеройности», засилия бездуховности, меркантильности, мелочных забот и целей. «Беглец» (1838) - третья из шести зрелых поэм Лермонтова. После реалистической «Тамбовской казначейши» поэт вновь возвращается к романтизму. Но романтизм здесь особый. Действие вновь переносится на экзотический Кавказ, в обстановку героической борьбы горцев против русского самодержавия. Но в центре изображения не романтический герой, а своеобразный антигерой. Молодой горец Гарун, спасая жизнь, бежит с поля боя, нарушая долг, предавая своих соплеменников. Однако и в этой поэме-притче Лермонтов утверждает высокие народные и общечеловеческие идеалы чести и вольности, верности своему гражданскому и патриотическому долгу. Особенностью «Беглеца» является не только превращение центрального персонажа в антигероя, но и передача его функций носителя высших человеческих устремлений не другому избраннику, а людям, представляющим массу, народ. В поисках сочувствия Гарун последовательно обращается к самым близким людям: к другу, возлюбленной, матери — и все они осуждают его. В ответ на его признания мать говорит: «Ты умереть не мог со славой; Так удались, живи один. Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус - и мне не сын!» (IV, 147). Материнский образ перерастает в поэме в образ-символ Родины, бросая отсвет иносказательности на все повествование. Гарун, всеми отверженный, погибает позорной смертью самоубийцы.

Поэма «Демон» - произведение всей творческой жизни Лермонтова. Она имеет 8 редакций. Первая из них начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 года. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном из рая и превращенном Богом в духа зла. В художественной разработке образа «духа отрицанья и сомненья» Лермонтов имел немало именитых предшественников. Это Сатана из поэмы Мильтона «Потерянный рай», Мефистофель из гетевского «Фауста», Люцифер из мистерии Байрона «Каин», падший дух из поэмы Виньи «Элоа», демон из стихотворений Пушкина «Демон» и «Ангел» и др. Вступая в творческое соревнование с литературными корифеями, Лермонтов поразительно рано наметил свою трактовку этого образа, от редакции, к редакции углубляя и совершенствуя его раскрытие.

Образно-смысловая структура «Демона» содержит в себе различные пласты и уровни. Их переплетение и взаимодействие обусловлено прежде всего, смысловым богатством образа лермонтовского героя. Одним из отличий Демона от его литературных собратий является многосторонность этого образа.