ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 -1841)

страница №2 (начало)

Многие стихотворения этой поры имеют, вместо заголовков, «дневниковые» обозначения: «1830. Июля 15-го», «Сентября 28» и т.п. В этом «дневнике» при всей его интимности большое место занимает социально-историческая, гражданственно-патриотическая проблематика, отклики на политические события в России и других странах. Вместе с тем необыкновенно раннее созревание Лермонтова приводит его к постановке и нравственно-философских проблем - в таких стихотворениях, как «Молитва» (1829), «Мой дом» (1830-1831), «Мой демон» (1829,1831). Одним из итоговых произведений ранней поры является стихотворение «1831-го июня 11 дня». В нем средствами романтической поэтики, через развернутую систему антитез сделана попытка воспроизведения «диалектики души» поэта. Дневниковая запись в нем сочетается с исповедью и философскими медитациями. Афористически отточенные поэтические формулы чередуются с символико-пейзажными картинами, любовные признания сменяются гражданской патетикой. Стихотворение не только многотемно, но и многожанрово. Уже в ранней лирике поэт смело «стирал» межжанровые границы. В основе большинства его стихотворений лежит не тематическое или жанровое, а целостно-личностное содержание, отсюда их многоаспектность, жанрово-тематическая синтетичность. Любовная лирика в ранней поэзии Лермонтова занимает большое место, но и она, как правило, представлена не в жанрах элегий, признаний, посланий, а в стихотворениях более емкого жанрово-тематического наполнения. Таковы циклы стихотворений, посвященные Е. А. Сушковой, М.Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной. Стихотворная миниатюра «Нищий» (1830), адресованная Сушковой, вроде бы типичное любовное послание. Но из ее трех четырехстрочных строф лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первых представляют зарисовку нищего, просящего подаяние. Поэт неожиданно объединяет свои страдания и чувства, «обманутые навек» его возлюбленной, со страданиями кощунственно обманутого нищего. Переживания лирического героя и лирического персонажа сливаются воедино, оттеняя неблагополучие межчеловеческих отношений в обществе, где преступления настолько обычны, что уже не воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее, даже когда они совершаются «у врат обители святой», под эгидой всевидящего Бога. Так неожиданно раздвигает Лермонтов рамки любовного послания, прививая ему ростки иных жанров, наполняя его социальным и нравственно-философским содержанием. В 1832 г. поэт пишет «Парус» (один из не опубликованных при жизни поэта шедевров), ставший не только итогом его ранней лирики, но и классикой русской поэзии. За символико-пейзажными образами и картинами здесь уже вырисовывается целостная художественная концепция человека и мира. В нем лермонтовская вселенная живет в необъятных пространственно-временных измерениях - с ее бескрайними далями во все стороны, неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем.