«Н. А. Некрасов в период «Последних песен» (1877)

О, муза! Ты была мне другом,
Приди на мой последний зов!
Могучей СИЛОЙ вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви, негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!

С глубокой любовью и искренностью рисует Крамской облик Некрасова в тот момент, когда он «могучей силой вдохновенья» побеждает физическую немощь — страдания тела. Художника не могли не поражать стойкость и мужество Некрасова. Приступы болезни повторялись через каждые десять-пятнадцать минут, он начинал метаться и стонать, а потом, придя в сознание, слабым голосом просил Крамского продолжать прерванную работу. Горячая творческая мысль, светящаяся в скорбных глазах поэта,— вот основа портрета Некрасова в период «Последних песен».

Художник изобразил поэта в той комнате, где Некрасов два десятка лет напряженно работал. На стенах висят портреты дорогих ему людей — Добролюбова и польского поэта Адама Мицкевича. В глубине комнаты стоит скульптурный бюст Белинского, научившего Некрасова смотреть правде в глаза, изобличать отрицательное в русской жизни.

П. М. Третьяков, узнав о болезни Некрасова, выразил желание иметь в своей картинной галерее его портрет. Крамской с радостью согласился выполнить заказ Третьякова.

Художник написал два портрета Некрасова: первый, написанный также по заказу Третьякова, представляет собой погрудное изображение поэта со скрещенными на груди руками. Закончив работу в последних числах марта 1877 года, Крамской решил написать второй портрет. 29 марта он пишет Третьякову: «Портрет Некрасова будет мною сделан еще один, вся фигура на постели». Этот второй портрет — «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» — и следует рассматривать с учащимися.