«Оборона Петрограда» (1928)

Изображаемая на картине сиена чрезвычайно проста, немногословна: внизу, под мостом, вооруженные красногвардейцы — рабочие и работницы — идут на фронт, вверху — возвращаются с фронта раненые и больные.

Построенный в боевой порядок отряд движется на фронт — оборонять Петроград. Четкий ритм, размеренный шаг красногвардейцев, суровые лица их говорят о твердом намерении защитить революционный город, колыбель революции. Они «вышли из народа», они «дети семьи трудовой». Тужурки, подпоясанные ремнями, кепки и фуражки, ботинки в обмотках— все это характеризует время и социальное положение действующих лиц.

Наскоро сформированные рабочие отряды по призыву большевистской партии отправлялись прямо из заводских цехов на фронт отстаивать в боях свою рабоче-крестьянскую республику. Слова В. В. Маяковского: «Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Ваше слово, товарищ маузер» — как нельзя лучше подходят к содержанию картины, олицетворяющей непреклонную волю рабочих «грудью встать на защиту Петрограда».

Фигуры верхнего ряда символизируют собой жертвы, неизбежные в ожесточенных схватках с врагом. Это тоже рабочие, но возвращаются они с фронта, понеся тяжелые потери в боях с белогвардейскими войсками. Движутся раненые и больные обратно в город, откуда им на смену придут новые отряды Красной гвардии. Идея картины совершенно ясна: рабочий класс, проложивший дорогу в «царство свободы», не допустит, чтобы погибли завоевания Октября.

Образы героев «Обороны Петрограда» очень обобщенные. Они настолько характерны, что безошибочно можно сказать, кто они и как будут сражаться. Картина очень сдержанна по колориту, лаконична по изобразительным приемам.

Сопоставляя эскиз к «Обороне Петрограда» и картину, Дейнека пишет: «Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста.

Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов.

Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных.

Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость.

Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добивался, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине».