Парфенон

Памятники искусства Древнего мира

Парфенон является вершиной древнегреческого зодчества, лучшим образцом античной архитектуры. Построен из больших белых мраморных блоков архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в честь богини Афины. Это главное здание Акрополя, хотя размеры его небольшие: высота 24 м, длина около 50 м, ширина около 30 м. План здания кажется очень простым — прямоугольник, окруженный колоннами. Несмотря на это, здание величественно, монументально и необычайно красиво. Выразительность Парфенона достигнута гармоническими пропорциями, завершенностью всех архитектурных форм, соразмерностью всех частей.

Здание покоилось на мраморном трехступенчатом постаменте, увенчивалось двускатной крышей. Организующим началом здания, задающим тон всему сооружению, являются колонны. Их насчитывалось 84 (46 внешних и 38 внутренних). Высота колонн невелика — 10,5 м. По форме (усеченный конус) они кажутся очень простыми. Средняя часть колонн утолщена; создается впечатление, что под тяжестью крыши они немного осели. Больше того, кажется, что колонны стоят вертикально, а в действительности они чуть-чуть наклонены внутрь. Этим наклоном нейтрализуется обман зрения: при внимательном рассмотрении высокого здания нам кажется, что стены немного наклонены наружу. Эти небольшие отклонения от математической точности придали архитектуре Парфенона особую красоту.

Внутри Парфенона было всего два помещения: святилище с грандиозной скульптурой богини Афины, созданной Фидием, и хранилище для государственной казны. Статуя Афины была выполнена скульптором хрисоэлефантинной техникой: на деревянный каркас фигуры набивались золотые листы и пластинки подкрашенной слоновой кости. Шлем, щит и одежда были сделаны из чистого золота, а обнаженные части тела — лицо и руки — из пластинок слоновой кости. Около двух тысяч килограммов чистого золота ушло на покрытие статуи Афины. Все золотые пластины были съемными, и каждые четыре года взвешивался этот золотой государственный фонд. Так же как статуя на площади Акрополя, двенадцатиметровая Афина в Парфеноне выражала величие, спокойствие и достоинство. На щите богини Фидий изобразил себя и Перикла, за что жестоко поплатился: политические противники Перикла обвинили его и Фидия в святотатстве (оскорблении божества) и присвоении части золота; Фидий вскоре был посажен в тюрьму, где и умер в 431 году до н. э.

Фидием и его учениками выполнены также скульптурные работы на Парфеноне. Оба фронтона здания под двускатной мраморной крышей и стошестидесятиметровый фриз, опоясывающий наружные стены за колоннадой, были украшены мраморными скульптурами. На восточном фронтоне изображалась сцена рождения богини Афины из головы Зевса в присутствии олимпийских богов, на западном фронтоне — спор Афины с Посейдоном; на опоясывающем фризе — торжественная процессия афинян в день праздника Панафиней.

Парфенон полностью не сохранился. Греция в 14—15 веках была завоевана и порабощена турками. Ожесточенная борьба с поработителями продолжалась. В 1687 году при осаде Афин, захваченных турками, артиллерийским снарядом был взорван пороховой склад, устроенный турецкими захватчиками в Парфеноне. Средняя часть Парфенона взлетела на воздух. Не сохранились и обе статуи богини Афины. В 1832 году Парфенон был изуродован англичанами: молотками и пилами скалывались барельефы с фронтонов и увозились в Англию. В частности, в Лондон (Британский музей) были увезены: фрагмент фриза Парфенона «Всадники» работы Фидия, «Мойры» — богини судьбы — с восточного фронтона Парфенона, «Битва лапифа с кентавром» (метопа Парфенона) и другие.

Искусство середины 5 века до н. э., «золотого века Перикла», оказало огромное влияние на творчество древнегреческих скульпторов более позднего времени — Праксителя, Скопаса, Лисиппа и других, равно как и на мировое искусство в целом.