Аркадий Пластов (род. 1893)

Аркадий Александрович Пластов, уроженец села Прислонихи, с детских лет хорошо знаком с жизнью деревни, с трудом крестьян. Он по собственному опыту знает весь цикл сельскохозяйственных работ от вспашки до уборки хлебов в закрома.

Отец, дед и прадед Пластова были иконописцами, не порывавшими прочных связей с деревней, церковные работы для них были своего рода отхожим промыслом.

В 1914 году Аркадий Пластов, окончив Симбирскую школу, отправился в Москву и поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Через три года вернулся в родную Прислониху. Работал секретарем Комитета бедноты, секретарем сельсовета, урывками начал заниматься живописью. В Прислонихе Пластов живет и работает до сих пор, лишь изредка осенью или зимой отлучаясь в Москву. Привязанностью к неиссякаемому роднику своего искусства художник напоминает М. Шолохова, почти безвыездно живущего в станице Вешенской.

Жизнь родной деревни остается постоянной и главной темой пластовского творчества. Его картины и акварельные иллюстрации пронизаны живым ощущением действительности, выражают любовь художника к труженикам колхозной деревни.

Характер своих героев художник знает всесторонне, любит их непосредственность и деловитость.

Особые симпатии Пластова вызывают деревенские ребята, трудолюбивые, смышленые, расторопные; редко в какой из его картин не встретишь сельских детей или подростков.

Начиная с 1931 года, когда Пластов, художник и член колхоза села Прислониха, всецело отдался творчеству, им написано очень много картин и бесчисленное количество этюдов. Сам художник говорит: «Меня нестерпимо тянуло изображать дорогой для меня крестьянский мир, со всем его простором и свежестью, с его горем и радостью, с его темнотой и бедностью, с его дикой и грубой силой».

На глазах Пластова преображалась и сама деревня и ее люди, и художник с радостью изображал положительные стороны в жизни колхозной деревни.

Характеризуя пластовское творчество в целом, художник Ю. И. Пименов пишет: «Пластов развивает живописную, душевную, деревенскую линию русского искусства, развивает своеобразно, по-новому, с очень современным, советским характером видения. Его живопись очень красиво писана, его мир полон лирического тепла, хитринки, физического ощущения жизни, русского народного юмора. Картины Пластова пахнут скошенным сеном, парным молоком, теплом женского тела, едким мужским потом».

Колхозная жизнь дала художнику сюжеты для таких значительных произведений, как «Первый снег» (1936), «Купание коней» и «Колхозное стадо» (1938), «Праздник урожая» (1939).

Из того, что Пластовым было создано в годы Великой Отечественной войны, выделяется картина «Фашист пролетел» (1942).

«Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? — спрашивал Пластов, когда наступил день победы нашей страны «над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения». На свой же собственный вопрос художник ответил: «Искусство радости».

«Что бы это ни было: прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины,— все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос». «Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал скошенных цветов не просушить. А ко всему тому косец пошел иной: в ряду с двужильными мужиками-стариками вставали подростки, девчата, бабы. Ничего не поделаешь — война. Кто покрепче, был в армии. Но несказанно прекрасно солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов — всего этого было в преизбытке». В конце августа 1945 года художник начал вторую картину — «Жатва». Писал одну и другую параллельно.

В «Жатве» изображены те, кому еще рано полем заниматься,— говорит Пластов,— и те, кому уже поздно за него браться», иными словами: в страшные годы войны деревня осиротела, потеряв на полях сражений отцов и сыновей; их место в крестьянском хозяйстве заняли и стар и мал. За «Сенокос» и «Жатву» художник был удостоен Государственной премии 1-й степени.

К лучшим произведениям Пластова последующего периода относятся: «Колхозный ток» (1949), «Ужин трактористов» и «Витя-подпасок» (1951), «Родник» (1952), «Летом» и «Весна» (1954), «Август колхозника» и «Девушка с граблями» (1957), а также серия портретов колхозников и детей села Прислонихи. Любовь к деревенской жизни и русской природе помогает художнику находить красивое вокруг себя повсюду. Почти во всех его картинах действие происходит среди природы, на открытом воздухе.

Большой интерес представляют иллюстрации Пластова к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», к рассказам А. П. Чехова, к произведениям Л. Н. Толстого. За серию картин «Люди колхозной деревни» художнику присуждена Ленинская премия за 1966 год.