«Председательница» (1928)

Уже сам по себе факт, что собрание ведет женщина, весьма показателен для характеристики тех новых условий, которые дали возможность выдвинуться миллионной армии работниц и крестьянок, занявших свое достойное место в строительстве социалистического государства. «Председательница» (как и «Делегатка») — это собирательный тип женщины, раскрепощенной Октябрьской революцией.

Хотя художник не показывает аудиторию, перед которой выступает председательница, нетрудно представить себе, что эта целеустремленная женщина обращается с мобилизующим призывом к многолюдному собранию. Очевидно, в том помещении, где оно происходит, очень холодно, иначе не понадобилось бы стоять на трибуне в теплой меховой куртке.

Все в этой картине чрезвычайно типично для эпохи гражданской войны и военного коммунизма, когда наша страна переживала хозяйственную разруху и одновременно строилась и поднимала культуру широких народных масс.

Председательница, подстриженная и одетая «по моде» тех лет, произносит речь с гордым чувством собственного достоинства, взволнованная оказанным ей доверием — председательствовать на большом собрании.

По зову партии большевиков такие женщины без колебаний шли на фронт защищать молодую Советскую республику, организовывали школы ликбеза, учились в рабфаках и вузах, работали в райкомах и советах, возглавляли женотделы и управляли предприятиями.

Портрет председательницы написан в энергичной живописной манере, характерной для Ряжского. Он обладал удивительной способностью довести натурный этюд до состояния завершенной картины, причем в какой-то момент на пути от этюда к картине индивидуальные черты изображаемого человека начинали приобретать черты, типические для целой общественной группы. Так было и с «Председательницей» и с «Делегаткой».

Так неизвестные нам модели «переросли» в художественный образ типичной советской женщины-активистки, вовлекавшей в активную общественную жизнь менее смелых и решительных.