«Рабы» (ок. 1513)
В скульптуре «Рабы» воплощена тема человеческого страдания. Скованный раб напрягает все свои силы, чтобы вырваться из пут. Сильный и страстный, он всем своим существом стремится разорвать оковы. Пленник полон еще надежды на свободу и страдает от сознания своего бессилия. Второй раб в предсмертной агонии. Он уже не в состоянии разорвать путы, не делает никаких усилий, чтобы освободиться. Видимо, до его сознания дошла мысль о неизбежности гибели. Эта мысль приводит в содрогание все тело умирающего раба.
Все внимание художника сосредоточено на трагических переживаниях человека, на борьбе противоречивых чувств. Микеланджело не скрывает своего сострадания к пленникам. Они физически надломлены, но зато прекрасны силой духа. Так же, как в «Давиде», в «Рабах» прославляется мужество, борьба людей за справедливую жизнь.
«Скованный раб» и «Умирающий раб» поражают прекрасным знанием анатомии человека, одухотворенной, живой лепкой тела. Еще более поразительно умение художника в трагическом мотиве невыносимости плена выразить свободолюбивую идею.
Создавая фигуры рабов для надгробия римского папы, Микеланджело настолько удалился от первоначального замысла, что они не были помещены в мавзолее Юлия II. Пусть побежденные, но мечтающие о лучшей, светлой жизни — такими изобразил рабов Микеланджело.