Рафаэль (1483-1520)

К числу титанов эпохи Возрождения относится современник Лео¬нардо да Винчи — гениальный художник Рафаэль Санти.

Рафаэль родился в городе Урбино в семье живописца Джованни Санти, придворного художника урбинского герцога, полководца, собирателя произведений античного искусства, во дворце которого кроме античных статуй и бюстов из мрамора и бронзы находились картины и библиотека. В доме герцога Монтефельтро часто бывали знаменитые по тем временам писатели и ученые, музыканты и художники. В таком окружении, благоприятном для развития одаренной натуры, прошло детство Рафаэля Урбинского, как он любил себя называть впоследствии. Первые уроки живописи и рисунка он получил от отца, в мастерской которого постоянно находились картины — вариации мадонны с младенцем среди святых. Занятия в отцовской мастерской были очень кратковременны, так как к одиннадцати годам Рафаэль осиротел, остался без матери и отца. Ранние живописные опыты Рафаэля свидетельствуют о его любви к поэтичным горным ландшафтам Умбрии и окрестностям Урбино.

С 1500 по 1504 год Рафаэль находится в Перудже в мастерской художника Перуджино (Пьетро Вануччи). Прибыв в Перуджу семнадцатилетним робким юношей, Рафаэль создает здесь свои первые самостоятельные картины, отмеченные поэтичностью настроения, целомудренной гармонией линий и красок — всем тем, что впоследствии станет отличительным для его творчества. Еще будучи в мастерской Перуджино, Рафаэль пишет картины «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, Ленинград) и «Сон рыцаря» (Национальная галерея в Лондоне). В 1504 году Рафаэль переселяется во Флоренцию, где жили и работали Леонардо да Винчи и Микеланджело. В этой «столице итальянского искусства эпохи Возрождения» талант Рафаэля находит благоприятную почву для совершенствования.

Художник всем своим творчеством говорит: человек должен быть прекрасным и телом и душой. «Живописец мадонн», как иногда называли Рафаэля, изображает их земными и реальными, но вместе с тем опоэтизирование И не случайно одна из рафаэлевских мадонн вошла в историю искусства под име¬нем «Прекрасная садовница» (Лувр). Кроме названных в число главных произведений Рафаэля входят: «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна делла Седиа», «Сикстинская мадонна», «Мадонна в кресле», «Мадонна Темпи».

В Риме — ради этого «вечного города» Рафаэль навсегда расстался осенью 1508 года с Флоренцией — он исполняет росписи, предназначенные украшать станцы (комнаты) Ватиканского дворца.

Рафаэлю было двадцать пять лет, когда он приступил к этим грандиозным многофигурно-пространственным композициям. Автопортрет, исполненный в то время, изображает неискушенного в житейских делах мечтательного юношу с грустными глазами. Рафаэль работал над ватиканскими фресками с учениками и помощниками. Самая выдающаяся из них—«Афинская школа» (1508—1511), посвященная античной философии и наукам (в «Афинской школе» изображены философы Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастра).

Наряду с ватиканскими фресками Рафаэль писал портреты и алтарные картины, заказанные римской знатью и духовенством. В портретных характеристиках заказчиков Рафаэля поражает полнейшее отсутствие лести и прикрас. Например, папа Лев X в изображении Рафаэля полностью подтверждает откровенное изречение этого напыщенного церковника: «Насладимся же папством, раз бог дает нам его».

Из рафаэлевских мадонн римского периода наибольшую известность получили «Мадонна Фолиньо» и «Сикстинская мадонна» как «венец всего творчества Рафаэля».

Рафаэль воспевал радость жизни, красоту людей и природы. Человек, в его представлении, должен быть способен на подвиг во имя долга, на героизм во имя счастья на земле. Преждевременная смерть (в тридцать семь лет) оборвала жизнь художника в расцвете творческих сил. Рафаэль похоронен в римском Пантеоне — усыпальнице великих людей Италии.