Рубенс (1577-1640)

Питер Пауль Рубенс — гениальный художник, историк-гуманист, знаток античности, филолог, дипломат, «король живописцев и живописец королей». Он был одним из самых образованных людей Европы, свободно владел несколькими иностранными языками, обладал даром слова, работал послом в Лондоне, Париже, Мадриде, написал около трех тысяч картин и этюдов.

Рубенс родился в Германии, куда вынужден был в 1568 году эмигрировать из Фландрии его отец, Ян Рубенс, член антверпенского магистрата, заподозренный в сочувствии протестантам. Здесь родители художника нашли временное пристанище от преследований со стороны властей католической Испании, под властью которой находилась тогда Фландрия.

Целых два десятилетия семья Рубенса была лишена родины, в изгнании умер отец. В 1587 году вдова Яна Рубенса с детьми вернулась в Антверпен.

По окончании общеобразовательной латинской школы в Антверпене Рубенс учится рисованию и живописи у местных художников, имена которых упоминаются в истории искусства, пожалуй, только потому, что у них учился Рубенс, прочно усвоивший их профессиональные приемы мастерства, живописную технику.

На рубеже двух столетий — в 1600 году — Рубенс, принятый в гильдию антверпенских художников, отправляется в Италию для завершения художественного образования.

Исключительная одаренность, эрудиция и умение располагать к себе влиятельных людей привлекали внимание к Рубенсу, избравшему искусство главным делом своей жизни. В Италии он живет восемь лет: изучает античность, знакомится в Риме с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. В Венеции копирует с подлинников Тициана, Веронезе, Тинторетто. Вскоре после приезда в Италию Рубенс становится придворным художником у мантуанского герцога Винченцио Гонзага, обладателя превосходной коллекции картин. Герцог покровительствует молодому таланту, посылает «своего художника» в Рим для выполнения копий с картин великих мастеров Возрождения, а затем поручает ему доставку подарков в Испанию королю Филиппу III. Это было первое — и весьма успешное — испытание дипломатических способностей Рубенса. В Антверпен Рубенс вернулся зрелым художником, смело прокладывающим самостоятельную творческую дорогу. К этому времени между Испанией и Голландией, воевавшими на территории Фландрии, было заключено перемирие на двенадцать лет. Это дало возможность многострадальной Фландрии наладить свою экономику и вложить часть доходов от сельского хозяйства и промышленности в строительство архитектурных сооружений, способных возвеличить дворцовую власть и католическую церковь, требующих приложения сил ваятелей и живописцев.

Испанские наместники, правители Фландрии инфанта Изабелла и ее муж эрцгерцог Альберт благосклонно принимают Рубенса, от них он получил титул придворного художника с весьма приличным по тем временам годовым жалованьем (1500 гульденов). К этому инфанта Изабелла, очарованная талантом и превосходным воспитанием Рубенса, присовокупила золотую цепь. «Мой талант таков,— зная себе цену, признается художник,— что, как бы огромна ни была работа по количеству и качеству сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Работоспособность Рубенса вызывала у всех удивление. Будучи занят исполнением картины, он мог поддерживать беседу с посетителями и в короткие паузы диктовать письмо.

Рубенс обладал богатым творческим воображением, подкрепленным необыкновенной зрительной памятью, и достигал поразительной свежести и сочности колорита. Рубенсовские персонажи — это физически здоровые, красивые, храбрые фламандцы. Художник пишет мадонн и апостолов такими же здоровыми и упитанными, какими были его соотечественники; Христа изображает сильным человеком с хорошо развитой мускулатурой.

Рубенс написал очень много королевских портретов (за что и прозван живописцем королей), выполнил монументальные религиозные композиции, но не эти портреты и картины для церквей — главное в его творчестве. Характерной чертой живописи художника была его любовь к жизни и земным радостям. В сотнях картин Рубенс прославлял красоту и силу человека, его бесстрашие и мужество. Его излюбленный герой — это человек, совершенное и великолепное создание природы. Чтобы беспрепятственно прославлять земную жизнь в условиях католицизма, Рубенс часто прибегал к мифологическим сюжетам. Его картины «Вакханалия» (1615), «Похищение дочерей Левкиппа» (1615—1617), «Возвращение Дианы с охоты» (1617), «Битва амазонок» (1620), «Персей и Андромеда» (ок. 1621) имеют жизненную, реалистическую основу. («Персей и Андромеда» — одно из лучших произведений Рубенса из обширного цикла картин на темы античной мифологии — находится в Ленинградском Эрмитаже.)

Рубенс, завоевавший широкую известность и признание, легко переключается с одного жанра на другой: он пишет портреты, пейзажи, картины на исторические и религиозные темы, изображает сцены охоты и во всех этих жанрах выступает как яркая творческая личность. Одновременно он дает уроки мастерства ученикам, привлекая их к выполнению крупных заказных работ и руководит им же организованной школой граверов.

В двадцатых годах Рубенс пишет по заказу французской королевы Марии Медичи серию картин-панно, состоящую из двадцати одной сцены, для Люксембургского дворца в Париже. Содержание каждого панно было предварительно обусловлено заказчицей. Все они посвящались жизнедеятельности Марии Медичи. Художник широко использует аллегории, вводя в свои композиции образы античных богов. Вместе с тем Рубенс точен и достоверен в передаче костюмов и обстановки, в которой происходили исторические события.

В двадцатых же годах Рубенс написал превосходные портреты Сусанны Фоурмен и Камеристки инфанты Изабеллы (Ленинградский Эрмитаж), изящные и звучные по живописи, проникновенные по характеристике портретируемых. Сама жизнь пульсирует в произведениях Рубенса. Рубенсовские скалы и водопады, лесные чащи с вековыми деревьями и клубящиеся в небе облака наполнены ощущением жизни, волнением стихий. Тысяча шестьсот двадцать шестой год был переломным в жизни Рубенса. На руках художника остаются двое осиротевших детей. Смерть жены (ее образ увековечен в знаменитом «Автопортрете с Изабеллой Брандт») заставляет овдовевшего художника покинуть Париж с его королевскими заказами. Антверпен для него опустел. Он ищет забвения в дипломатических разъездах. Год 1627 — печальный год своего пятидесятилетия Рубенс отмечает поездкой в Голландию, где ведет тайные переговоры с герцогом Букингемским, представителем английского правительства: 1628 год — Рубенс в Мадриде. Выполняя секретные поручения инфанты Изабеллы, он пользуется случаем, чтобы в свободное от посольских занятий время копировать замечательные итальянские оригиналы, находящиеся в испанской столице.

Едва закончив переговоры о заключении мира между Испанией и Англией, художник-дипломат направляется из Мадрида в Лондон для личной встречи с Карлом I по тому же поводу. Рубенс успевает выполнить в Лондоне портрет Карла I, высоко оценившего его искусство вести интригующую игру в дипломатических переговорах. «Секретарь тайного совета его величества и камер-юнкер ее высочества принцессы Изабеллы» мечтает о времени, когда он сможет целиком отдаться творчеству. Произведения Рубенса тридцатых годов, когда он отказался от дипломатической службы, отличаются большей сдержанностью и строгостью. В это последнее десятилетие своей жизни он написал такие прекрасные произведения, как «Пейзаж с радугой» (1632—1635), «Крестьянский танец» (1637—1638), «Кермесса» (веселая сцена крестьянского праздника), «Возвращение жнецов» и портреты Елены Фоурмен (второй жены художника). Ее же Рубенс изобразил в картинах «Шубка» и «Три грации». Образом Фоурмен, вероятно, вдохновлялся художник при создании шедевров зрелой поры творчества — «Вирсавия», «Андромеда».

В этот период творчества во всей силе проявилось совершенное живописное мастерство художника. Контрасты светотени смягчаются, колорит приобретает стройную гармоничность.

У Рубенса учились и были его помощниками такие знаменитые художники, как Антонис Ван-Дейк, Якоб Иордане, Франс Снейдерс. Многие живописцы 18 и 19 веков также испытали на себе влияние Рубенса.

Эжен Делакруа, французский художник, пишет: «Перед его картинами я ощущаю то внутреннее содрогание, тот трепет, который вызывает во мне мощная музыка. Вот он, истинный гений, рожденный для своего искусства! У него всегда дана самая сердцевина, самый сок сюжета, все исполнено так, точно бы это ему ничего не стоило».