«Утро стрелецкой казни» (1881)

Казнь двухсот стрельцов на Красной площади в Москве 13 февраля 1699 года была описана секретарем австрийского посольства Иоганном Корба, его дневник послужил для художника источником фактических сведений к картине «Утро стрелецкой казни».

Петр I создавал новую Россию с неумолимым упорством и жестокостью, особенно по отношению к боярству, препятствовавшему петровским нововведениям. Приверженцы консервативной старины, бояре использовали стрельцов для возведения на престол сестры Петра — царевны Софьи, заточенной в Новодевичьем монастыре. Стрелецкий бунт был жестоко подавлен. На всех площадях Москвы стояли виселицы с казненными бунтовщиками — так Петр I усмирял всех сопротивляющихся ему.

В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изображает момент, когда группа стрельцов, доставленная на Красную площадь (к Лобному месту), ожидает казни. Все они по-разному реагируют на предстоящую гибель: рыжебородый стрелец в малиновой шапке, со связанными руками, закованный в кандалы, устремил ястребиный взгляд, полный ненависти и злобы на Петра, не обращая никакого внимания на мать, оплакивающую непокорного сына. Чернобородый стрелец в красном кафтане, накинутом на плечи, находится в состоянии мрачного оцепенения. Стрелец с копной седых волос, в белой рубахе утешает рыдающую дочь, уткнувшуюся ему в колени, отдает солдату-преображенцу свечу и мужественно ждет неминуемого. Поодаль от него стрелец встал во весь рост на телегу, демонстративно повернулся спиной к Петру и прощается с народом по русскому обычаю — земным поклоном. Одного стрельца уже ведут на казнь.

Прощание с малышом-сыном и женой, исступленно кричащей от горя, надломило его силы: ноги подкашиваются, голова упала на грудь, руки повисли; кафтан и шапка сброшены в грязь, упавшая из рук свеча, догорая, едва тлеет. Никто из стрельцов не просит пощады. Ближе всего к зрителю (в центре картины) — две старые женщины и девочка в красном платке, сидящие на земле. Они взывают к состраданию, умоляют о помощи. Но ничто не может остановить предстоящей казни, движение истории неумолимо.

Народ — главное действующее лицо в истории — художник выдвигает на передний план картины.

Царь Петр и его приближенные противопоставлены всей стрелецкой массе. Он сидит на коне. Взгляд его гневен и беспощаден. Он неподвижен, как статуя на пьедестале. Фигура Петра несколько условна. По замыслу художника Петр — олицетворение новой России, самодержец, неумолимый и беспощадный в истреблении всего тормозящего развитие страны. Он отдал приказ, и солдаты Преображенского полка, не колеблясь, ведут на казнь осужденных стрельцов.

Рядом с Петром — иностранцы и русские вельможи, одетые на европейский манер; один из приближенных о чем-то спрашивает Петра. По всему видно, что он правая рука императора, возможно, это Александр Менщиков, принимавший ближайшее участие в усмирении стрелецкого бунта. В дневнике дипломата Корба, очевидца казни стрельцов, упоминается, что Меншиков стоял рядом с Петром.

Обдумывая композицию, Суриков внимательно наблюдал, «как люди па улице группируются». В картине достигнуто единство целого при всей естественности группировки фигур.

Интересен колорит картины. Тревожность переживаемого момента подчеркивают зажженные свечи, бросающие рефлексы на белое полотно стрелецких рубах. Богатство оттенков цвета, красочность национальных русских одежд подчинены общей цветовой гармонии.

В «Утре стрелецкой казни» (а затем и в картине «Боярыня Морозова») Суриков отлично использовал краски и формы народного творчества Древней Руси. До этого никто из русских художников не вникал с такой признательной любовью в сокровищницу русского народного искусства. Художник сознательно изменил время казни стрельцов. Известно, что осенние казни 1698 года происходили в селе Преображенском Казнь в Москве происходила зимой в феврале 1699 года, а на картине не зимний, а осенний пейзаж.

Суриков сделал очень много подготовительных натурных этюдов к картине. Так, стрелец с черной бородой написан с его дяди Степана Торгошина; седовласый стрелец — это ссыльный, живший на поселении в Красноярске; рыжебородый стрелец с орлиным взглядом — могилыщик Ваганьковского кладбища (по словам художника, Кузьма «был злым, непокорным типом»). Расписные дуги и телеги, одежда стрельцом, женские платья и платки — все это было предварительно проработано и этюдах.