«На старом уральском заводе» (1937)

В мрачную литейно-формовочную мастерскую старого уральского завода пришел хозяин с подхалимом-приказчиком, который с ядовитой усмешкой, видимо, что-то нашептывает ему, подсчитывая на пальцах провинности рабочего «смутьяна». Лицо заводского приказчика выражает хитрость и жестокость. Немало вреда приносили рабочему классу такие «радетели» хозяйского добра. По их доносам сотни и тысячи рабочих выбрасывались на улицу, оставались безработными. Едва ли благополучно пройдет и это столкновение литейщика с капиталистом. Но рабочий ничуть не боится хозяина и даже не считает нужным встать перед ним.

Красива и мужественна фигура рабочего-литейщика. Мускулистая широкая грудь и сильные натруженные руки говорят о большой физической выносливости.

Горящие ненавистью глаза литейщика в упор устремлены на рыхлого и грузного хозяина в шубе на бобровом меху.

Во мраке литейной виднеются еще двое взрослых рабочих и один мальчик-подмастерье. Их глаза чуть сверкают в темноте. Они боятся открыто поддержать своего вожака, но смотрят на заводчика с недоверием, зная, что от него добра ждать не приходится.

Отсветы пламени из раскаленной печи выхватывают из мрачного помещения главные фигуры поединка, подчеркивают напряженность момента. Вдали, в проеме цеха, видны отсветы от плавильных печей, справа из маленького окна просачивается тусклый дневной свет.

Содержание картины навеяно художнику теми впечатлениями, которые остались у него от посещения уральского завода, построенного еще при Петре I и принадлежавшего богачу Демидову.

Б. В. Иогансон рассказывает: «Я поехал на Урал для того, чтобы собрать материал к задуманной мною картине «На старом уральском заводе». Перед поездкой я прочел довольно обширную литературу о старом, демидовском Урале. Мне с большим трудом удалось найти цех, который оставили непереоборудованным как музейную редкость. Этот мрачный кирпичный сарай с маленькими окнами и толстыми почерневшими стенами походил на тюрьму. Я беседовал со старыми рабочими, они великолепно помнят ту мрачную обстановку, в которой приходилось работать. В этом цеху у меня начал рождаться сюжет картины. Воображение мне подсказывало различные типы рабочих, хозяина и приспешников его.

Главная идея, которую я хотел выразить в картине,— показать ужасы капиталистической эксплуатации и людей, которые боролись с капиталистами еще в прошлом столетии...

Обстановка мрачная — мастерская с допотопными средствами производства. Главный герой картины — рабочий на первом плане — отчетливо сознает, что такое хозяин, борется с ним и призывает других рабочих бороться. Это образ рабочего — представителя класса, за которым будущее. За ним стоит старый рабочий, который... уже начинает сознавать правду. В глубине — сгорбленные фигуры рабочих и чахоточный мальчик-подросток, олицетворяющие непосильный труд. Рабочий, подбрасывающий в печку уголь,— это тип беспробудного пьяницы, которого загубил каторжный труд. Слева — хозяин и приказчик — подлец и взяточник, который замучил рабочих штрафами».