«Владимирка» (1892)

«Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда»,— с горьким удивлением воскликнул Левитан, когда он, возвращаясь с охоты, случайно оказался на Владимирском тракте. И он тут же припомнил слова печальной песни:

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль...

Картина «Владимирка» напоминает нам тс давние дни из истории царской России, когда колодники шли с бритыми лбами, в арестантских халатах, волоча цепи по земле. Поэтому народ прозвал Владимирку «дорогой, пробитой цепями». Прикованные по восемь-двенадцать человек к железной оглобле, шли по этапу в Сибирь тысячи революционеров. Их собирали со всех тюрем Москвы и партиями гнали в «путь сибирский дальний». Не в меру усердные жандармы, конвоирующие арестантов, поднимали упавших в пути площадной бранью и прикладами. Владимирка полита слезами и кровью многих поколений русских людей. По этой «дороге в неизвестность» каторжан перегоняли пешком до Нижнего Новгорода, где их грузили на баржи и отправляли по Волге и Каме на Урал, отсюда жертвы царского произвола опять шли пешком, отмеривая версту за верстой путь в Нерчинские рудники.

Кажется, нет конца и края уходящему вдаль Владимирскому тракту. Одинокая странница остановилась у ветхого голубца (крест с кровелькой) помолиться о страдальцах, которые совсем недавно прошли здесь, взметая цепями дорожную пыль. Эта странница выглядит затерявшейся среди бесприютной равнинной местности, по которой тянется унылая Владимирка, сопровождаемая такими же унылыми тропинками, вытоптанными по ее обочинам тысячами ног.

Печально содержание картины, ее колорит соответствует этому настроению. Трава за лето выгорела, поблекла. Вдали виднеется сумрачный лес с одиноко выступающими на фоне неба деревцами. Темные тучи сгущаются над горизонтом. По небу бегут беспокойные облака. Спрятавшееся за тучи солнце освещает лишь узенькую полоску земли Левитан вложил в картину большое социальное содержание, свои гражданские чувства, свое сочувственное отношение к многострадальному народу.

С. П. Кувшинникова, иногда работавшая вместе с Левитаном на этюдах, рассказывает, что «Левитан в несколько сеансов написал всю картину прямо с натуры», что он был глубоко взволнован чувствами, навеянными ему песней о колодниках.

Бывший Владимирский тракт начинался от сохранившегося по сей день столба, поставленного в 1783 году в Рогожско-Ямской слободе Москвы и проходил мимо деревень Новой Андроновки и Владимирки. Деревня Владимирка, принадлежавшая в крепостное время помещику Баулину, дала название всей дороге. В настоящее время здесь от Москвы до Горького проходит шоссе Энтузиастов, названное в память о революционерах, которых по Владимирскому тракту гнали на каторжные работы в Сибирь, гнали целыми партиями, вместе с уголовниками, вместе с правыми и виноватыми, под кандальный звон цепей... «Владимирку» справедливо называют исторической картиной, а не просто пейзажем. Так она и была задумана самим художником. Причем Левитан не счел для себя возможным продать «Владимирку» — он преподнес ее П. М. Третьякову в качестве подарка.