Памятники искусства Древнего мира

«Должность писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса доставляют ему блага и богатства»,— записано в одном из египетских папирусов. Поступив на государственную службу, писцы составляли списки плательщиков подати, списки крестьян и ремесленников, призываемых в армию либо на строительство пирамид, храмов, плотин и т. д.

Акрополь, или верхний город,— величайший памятник древнегреческой архитектуры. Он высится на укрепленном холме с крутыми склонами в центре Афин, вновь отстроен и реконструирован в период наивысшего расцвета античного искусства, в так называемый «золотой век» Перикла, вождя афинской демократии (5 в. до н. э.).

Пирамиды в Гизе видны отовсюду, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, в эпоху Древнего царства, эти грандиозные надгробия — немые свидетели всех жестокостей рабовладельческого строя, неограниченного произвола фараонов, земельной знати и жрецов, заинтересованных в том, чтобы держать народ и многотысячную армию рабов в повиновении.

Парфенон является вершиной древнегреческого зодчества, лучшим образцом античной архитектуры. Построен из больших белых мраморных блоков архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в честь богини Афины. Это главное здание Акрополя, хотя размеры его небольшие: высота 24 м, длина около 50 м, ширина около 30 м. План здания кажется очень простым — прямоугольник, окруженный колоннами.

Поликлет относится к плеяде древнегреческих скульпторов 5 века до н. э., к мастерам высокой классики. В отличие от Фидия и Мирона он работал главным образом в Аргосе (Пелопоннес). Это обстоятельство наложило некоторый отпечаток на его творчество. Руководящую политическую роль в Пелопоннесе играла Спарта с ее суровым образом жизни, культом здорового, сильного гражданина и физической тренировкой человека с детских лет.